+7 (495) 620-99-09

ул. Бутырская, д.77 (БЦ "Диагональ Хаус"), 10 этаж

127015, г. Москва, Россия

+370 (5) 239-45-69

Шоссе Вильнюс-Минск, 16-й км, каб. 213

д. Барейкишкю, Литва

Запрос ставки

Оценим Ваш заказ на перевозку груза

Заполнить анкету

Получить работу в СТА Логистик

Железнодорожники теряют грузоотправителей

Официальные сведения, касающиеся экономических показателей РФ за Iквартал, будут официально оглашены на заседании только в конце мая. Но уже сейчас очевидно, что Росстат не принесет хороших новостей ни правительству, ни в целом населению. О неминуемом снижении экономики свидетельствуют и последние отчеты о работе «Российских железных дорог», демонстрирующие новое уменьшение объемов грузоперевозок.

 

По данным РЖД, на 4% по сравнению с прошлым годом снизились объемы погрузки за период январь-апрель. В свою очередь, объемы перевозок грузов именно железнодорожным транспортом являются отображением общего состояния экономики страны.

Об ухудшении общеэкономической ситуации в РФ говорят следующие данные.

По сведениям, предоставленным информационным агентством «Прайм», в апреле 2013 г. погрузка составила 102,7 млн т, что на 3,5 % ниже аналогичного показателя за 2012 г. При этом за январь-апрель 2013 г. этот показатель упал на 4% и достиг 396,5 млн т.

Снижение было зафиксировано в объемах почти всех видов грузов, в частности:

  • кокса погружено 3,9 млн т (сокращение на 5,2%);
  • нефти и нефтепродуктов – 84,3 млн т (сокращение на 3,3%);
  • черных металлов – 23,8 млн т (минус 6,6%);
  • лома черных металлов – 4,2 млн т (сокращение на 10,3%);
  • цемента – 9,4 млн т (минус 1,1%);
  • лесных грузов – 12,2 млн т (минус на 5,3%);
  • зерна – 3,1 млн т (снижение на 53,1%);
  • строительных грузов (сокращение на 6,6%);
  • цветной руды (снижение на 10,7%);
  • химикатов (минус 4,9%);
  • промышленного сырья и формовочных материалов (сокращение на 4,7%).

Любопытным фактом остается то, что экспорт РФ по железной дороге в данном случае страдает в меньшей степени: по результатам Iквартала о работе Дальневосточной железной дороги из РФ в Китай было переправлено более 2 млн т грузов. Это на 14% больше, чем аналогичный показатель за 2012 г. Тем не менее общая статистика по работе РЖД остается в большей мере негативной.

Напомним, прогноз роста ВВП, составленный Минэкономразвития, на апрель 2013 года был снижен с 3,6 до 2,4%, промышленного производства – с 3,6 до 2%, вкладов в основной капитал – с 6,5 до 4,6%. Глава Министерства А. Белоусов давал и более низкие показатели. По его мнению, если не будет предпринят ряд превентивных мер по активизации деловой активности, то наступление кризиса в российской экономике ожидается уже осенью 2013 г.

Мнение А. Белоусова поддерживают и аналитики Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На днях они предположили, что рост ВВП России ухудшится практически вдвое с 3,5 до 1,8%. Основанием для такого заключения служит замедленный показатель роста экономики РФ за Iквартал – с прошлогодних 5% он снизился до 1%. Это является прямым следствием снижения уровня спроса на внутреннем и внешнем рынках. Усугубляет ситуацию и слабое производство РФ.

Меры, которые планирует предпринять правительство для стимулирования экономики РФ, аналитикам ЕБРР считаются неполными. С одной стороны, можно увеличить темпы роста ВВП до 3% в 2014 г., однако это повлечет за собой инфляцию. Кроме того, производственный потенциал экономики также не увеличится.

Дмитрий Сорокин, первый заместитель директора Института экономики РАН, соглашается с прогнозом, составленным Минэкономразвития. В свою очередь, подтвердить грядущую рецессию в развитии экономики РФ ученый не решился. Так, Д. Сорокин говорит, что «кризиса можно избежать, если государство, как вариант, решится на значительную инвестиционную поддержку. А финансы в казне для этого есть». «Возлагать надежду на частный бизнес не стоит: современные предприниматели вместо инвестпроектов предпочитают оформлять банковские депозиты», – отмечает Д. Сорокин.

Такой же точки зрения придерживается и декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович. По его мнению, «в предпринимательских кругах царит весьма пессимистичный настрой. Бизнес, не чувствуя себя защищенным и не веря в будущий успех, рисковать не будет». «Сегодня макроэкономический фон остается для РФ неблагоприятным, так как корни кризиса 2008 г. не были устранены, потому и цены на нефть не поднимаются», – сообщает С. Филонович.

Главный экономист РФ и СНГ HSBC Александр Морозов высказал мнение о том, что о грядущей рецессии говорить пока рано. А. Морозов считает, что статистику показателей РЖД и в целом российской экономики существенно испортил февраль 2013 г. Именно этот месяц был короче на 1 рабочий день. Более того, снижение уровня спроса наблюдается практически на всех мировых рынках экспортеров, исключением служат только нефтяники. Есть и положительные моменты, например, рост спроса в потребительском секторе продолжается. А. Морозов уверен, что низкие показатели некоторых из секторов российской экономики не являются свидетельством того, что рецессия неизбежна. Хотя риск очередной волны кризиса, конечно, достаточно высок.

Вернуться к списку новостей


^ Наверх