+7 (495) 620-99-09

ул. Бутырская, д.77 (БЦ "Диагональ Хаус"), 10 этаж

127015, г. Москва, Россия

+370 (5) 239-45-69

Шоссе Вильнюс-Минск, 16-й км, каб. 213

д. Барейкишкю, Литва

Запрос ставки

Оценим Ваш заказ на перевозку груза

Заполнить анкету

Получить работу в СТА Логистик

О включении Украины в Таможенный союз

В настоящее время Таможенный союз (ТС) является одним из наиболее успешных проектов экономического взаимодействия между странами. Тем не менее, в том виде, в котором он функционирует сейчас, ТС не представляет пока интереса для инвесторов по причине ограниченности объемов рынка. На сегодняшний день в странах ТС насчитывается примерно 170 млн потенциальных потребителей. Для реализации же более крупных проектов необходим рынок сбыта объемом не менее 280 млн человек.

 

Именно поэтому вопрос о включении новых стран, главным образом Украины, в состав ТС является особо актуальным. Без Украины процесс интеграции на территории бывшего Союза лишен смысла. В свою очередь, как заявляет премьер-министр Украины Николай Азаров, Киев уже достиг договоренности о присуждении стране статуса наблюдателя в Евразийской экономической комиссии. В Москве же говорят о том, что окончательное решение о статусе Украины в ТС не принято.

24 апреля 2013 г. состоялось очередное заседание президиума РАН, на котором активно обсуждались насущные проблемы и будущие планы евразийской интеграции. В ходе заседания выступил с докладом Руслан Гринберг – директор Института экономики. По оценкам Р. Гринберга,  процессы объединения стран на постсоветском пространстве активизировались с приходом мирового финансового кризиса. Главный рывок в области налаживания интеграционных взаимодействий произошел в 2010 г. Это привело к окончательному созданию Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Таким образом, с 1 января 2012 г. страны-участницы ТС начали формировать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Докладчиком был отмечен выдающийся успех стран в области создания Евразийской экономической комиссии, которая служит наднациональным регулятивным органом, и введения единого таможенного тарифа. Благодаря реализованным мероприятиям перспектива создания Евразийского экономического союза к 2015 г. выглядит более чем реальной.

Все государства-участники получили выгоды от сотрудничества. Так, Беларусь выиграла дивиденды за счет отмены РФ пошлин на экспорт нефти. В 2012 г. это стало причиной резкого роста объемов производства и вывоза нефтепродуктов и продукции нефтехимии. Казахстан получил дополнительный доход от увеличения транзитных потоков из Китая, следующих прямо на единую таможенную территорию т через казахстанские таможенные посты. РФ получила выгоды от реализации более трети общего объема экспортной машиностроительной продукции на едином рынке. Между тем за два прошедших года в экспорте РФ в страны ТС–ЕЭП удельный вес минеральных продуктов снизился с 52,3 до 49,7%, а машиностроительной продукции возрос с 14,2 до 16,2%. Р. Гринберг не исключает и минусы в данном сотрудничестве, предполагая, что позитивные сдвиги – лишь временное явление. Так обычно бывает сразу же после формирования подобной группировки, и затем неминуемо падение  темпов экономического роста.

Однако главная проблема заключается в незаинтересованности инвесторов в ТС. Так, население России составляет более 140 млн человек, Беларуси – около 9,6 млн, Казахстана – 16,6 млн. Объема рынка в 170 млн человек недостаточно, и значит, нужно привлекать в ТС новые страны.

Претендентом также может выступить Киргизия с населением в 4,2 млн человек. И пусть эта цифра несущественно расширит границы рынка, однако за Бишкеком могут  последовать и другие республики бывшего СССР.

Так, по итогам встречи с киргизской стороной в лице Жанторо Сатыбалдиевым, премьер РФ Д. Медведев сообщил: «Включение Киргизской Республики в Таможенный союз будет поддержано всеми сторонами, и это принесет заметную пользу экономике страны в целом и отдельным предприятиям в частности». Для начала Киргизии предстоит согласовать и подписать более 60 документов.

В свою очередь, Украина с населением в 50 млн человек и значительным экономическим потенциалом является более желанным членом для сотрудничества в рамках ТС. Р. Гринберг предположил, что без Украины интеграция будет бессмысленна. «И в экономическом отношении для самой страны устроиться лучше, чем в Таможенном союзе, нигде не удастся», – отметил Р. Гринберг. Однако о политической поддержке речи не идет. При этом, упускаемый размер прибыли Украины, которая может решить не вступать в ТС, по предварительным оценкам составит 100–150 млрд дол. в год.

Геннадий Чуфрин, являющийся заместителем директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, в ходе заседания уточнил, что соглашению о вступлении в ТС Киева противятся украинские политики, которые настроены против России. Также опасаются конкурентов с Востока и торгово-промышленные группы, 20 лет работающие на рынке самостоятельно.

Как результат, Украина согласна принять на себя лишь частичные обязательства перед ТС. Для этого страна намерена получить статус наблюдателя в ЕЭК с правом голоса совещателя. Однако в уставе организации данный статус не предусмотрен вовсе.

Накануне украинский премьер Н. Азаров сообщил журналистам, что Украина окончательно утверждена в роли наблюдателя  и подписание документов по данному вопросу намечено на конец мая.

Алексей Лихачев, который является замглавой Минэкономразвития РФ, прокомментировал данное сообщение Азарова следующим образом: «Окончательного решения не принято. Документ на присуждение статуса от украинской стороны нами получен,  и на данный момент ведутся переговоры в двустороннем формате. Также ведется подготовка меморандума, не означающая, в свою очередь, что проблема решена». Для присуждения Украине статуса наблюдателя необходимо согласование всех 5 сторон ТС: России, Казахстана, Беларуси, Украины и ЕЭК как самостоятельного органа.

«Налаживание интеграции на постсоветском пространстве – это затратный и долгий процесс для России. При этом экономические аспекты взаимодействия перспективны. При краткосрочных планах для РФ это принесет потери, при долгосрочных планах – определенно выгоду», – уверяет Р. Гринберг. На данный момент уровень финансовой поддержки интеграции в РФ практически отсутствует.

Кроме прочего, на прошедшем заседании президиума РАН была представлена скандальная новость. Было выяснено, что Украина до 2004 года, т.е. до Оранжевой революции, уже подписала соглашение о присоединении к ЕЭП. И хотя документ был забыт и утрачен Киевом, по факту юридической силы не потерял. Теперь власти страны не знают, что же делать с этим политическим и экономическим багажом.

 

Вернуться к списку новостей


^ Наверх