+7 (495) 620-99-09

ул. Бутырская, д.77 (БЦ "Диагональ Хаус"), 10 этаж

127015, г. Москва, Россия

+370 (5) 239-45-69

Шоссе Вильнюс-Минск, 16-й км, каб. 213

д. Барейкишкю, Литва

Запрос ставки

Оценим Ваш заказ на перевозку груза

Заполнить анкету

Получить работу в СТА Логистик

Отмена книжек МДП: факты, последствия, прогнозы

Отмена книжек МДП: факты, последствия, прогнозы

Отмена Федеральной таможенной службой России (ФТС) упрощенной процедуры прохождения грузов по книжкам МДП при пересечении границы стала одним из наиболее громких событий минувшего года.

 

Какие меры предприняла СТА Логистик, чтобы минимизировать издержки из-за изменения правил прохождения таможни в России для себя, Клиентов и Партнеров, рассказал руководитель отдела юридической поддержки Компании Игорь Ковалев.

— Каковы основные проблемы, с которыми столкнулись в данный период экспедиционные компании, Клиенты и перевозчики?

— Изначально самым неприятным для всех транспортных операторов (экспедиторов, перевозчиков) было состояние полной неопределенности, в которое повергло всех ожидание нововведений ФТС. Началось все с переноса сроков введения новых правил транзита по территории РФ. Ситуация сопровождалась многочисленными слухами и интерпретациями (как относительно времени вступления в силу письма ФТС России от 4 июля 2013 г. № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП», так и практических особенностей его применения). Многие не верили, что это вообще может произойти. Когда же Высший рбитражный суд удовлетворил исковое заявление Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и признал недействующим указанное письмо ФТС, многие участники транспортного рынка вздохнули с облегчением. Однако вскоре появились новые письма ФТС (от 14.10.2013 г. № 01-11/45617, от 14.10.2013 г. № 01-11/45603 и от 14.10.2013 г. № 01-11/45600), содержащие требования, аналогичные отмененным. Эти документы, по сути, вернули все на круги своя. В последующем, когда действие нововведений стало распространяться на конкретные таможенные управления, возникла новая проблема: должностные лица таможенных постов на местах порой не могли технически или организационно выполнять требования, указанные в изданных в спешке нормативных актах. Одним из самых ярких примеров, подтверждающих это, может служить ситуация, когда в официальных разъяснениях, выступлениях руководство ФТС неоднократно акцентировало внимание субъектов хозяйствования на простоте, доступности и дешевизне услуги поручительства. Однако в действительности оказалось, что данным сервисом можно воспользоваться лишь на приграничных таможенных постах. На внутренних таможнях не только не было организаций, которые могли оказать такие услуги перевозчику, но при этом еще и у самих таможенных инспекторов не были оформлены внутренние доверенности от ФТС, которые позволили бы им, применяя усиленную электронную цифровую подпись, принимать к оформлению обеспечение в форме поручительства. Соответственно, это исключало возможность оформления поручительства по грузам, «застрявшим» на внутренних таможенных постах, с помощью приграничных брокеров. В первое время это особенно отразилось на доставке сборных грузов, следовавших в адрес нескольких грузополучателей. В свою очередь, российские импортеры столкнулись с проблемой общего удорожания перевозки и иными дополнительными сложностями. Несмотря на заверения в СМИ, поручительство при его непосредственной стоимости в размере 1500 RUB предполагало дополнительные платежи за сопутствующие услуги таможенных представителей (оформление транзитной декларации, расчет контракта и т. п.). Таможенные перевозчики, услуги которых пользовались повышенным спросом, подняли на них цены. Оформление банковской гарантии и внесение денежного залога были затруднительными и финансово накладными для многих импортеров. Определенным спасением для них стало использование средств, оплаченных по предварительной декларации. Хотя и здесь первое время возникали некоторые шероховатости на таможенных постах назначения, следствием чего стало замораживание рядом компаний какой-то части оборотных средств, перечисленных не на авансовые счета таможен.

— Какие меры предприняла компания СТА Логистик, чтобы минимизировать негативные последствия для себя, Клиентов и Партнеров?

— Как только появилась информация о планируемых ФТС нововведениях, в компании СТА Логистик была создана рабочая группа, в которую вошли руководитель отдела юридической поддержки, главы оперативных департаментов, заместитель финансового директора, руководитель департамента по работе с Клиентами. На еженедельных заседаниях члены рабочей группы вырабатывали рекомендации для сотрудников и Партнеров, обсуждали информацию, осуществляли поиск оптимальных вариантов обслуживания заказов Клиентов Компании. Собранные таким образом сведения и рекомендации они передавали сотрудникам Компании, а через них — перевозчикам и Клиентам. На одном из заседаний рабочей группы было принято решение готовить информационные письма. Многочисленные опросы Клиентов показали, что эта работа была проделана не зря. Мы старались давать в них как можно больше конкретных практических рекомендаций. Полагаем, что многим нашим Клиентам данные письма помогли сориентироваться в выборе среди многочисленных вариантов, которые предлагал рынок в период изменения условий транзита по РФ. При необходимости мы консультировали Клиентов по всем возникающим у них вопросам, а также вели информационную работу с нашими подрядчиками. Некоторым иностранным перевозчикам требования ФТС необходимо было разъяснять дополнительно. Мы уделяли много времени коммуникациям с перевозчиками, акцентируя их внимание на том, как работать в новых условиях. Думаю, это возымело действие: они стали заключать долгосрочные договоры с организациями, предоставляющими услуги поручительства, приобретать статус таможенного перевозчика и добросовестного участника ВЭД и т. д., что в итоге позволило им быстрее приспособиться к новым правилам осуществления транзита.

— Какие выводы сделала для себя Компания из данной ситуации?

— Необходимо всегда детально прорабатывать сценарии самого неблагоприятного развития событий, чтобы в любой ситуации быть во всеоружии. Те, кто не был готов к нововведениям, понесли существенные убытки. При подобных существенных изменениях правил игры также необходимо тщательно проверять, как работают на практике впопыхах принятые документы, чтобы не оказаться в ситуации, когда порядок действий нормативно описан, а на местах не создано ни технических, ни организационных предпосылок для его реализации. Ведь в таком случае заложником поспешных изменений станет грузополучатель либо транспортный оператор.

— Каковы ваши прогнозы развития ситуации на 2014 год и как она может сказаться на СТА Логистик, импортерах, перевозчиках?

— Учитывая, как развивалась эпопея с книжками МДП за последние полгода, сложно дать точный прогноз на 2014 год. Очевидно одно: рынок постепенно привык к новым условиям транзита и в целом готов работать далее. Безусловно, полноценное возвращение книжек МДП, если это произойдет, благоприятно повлияет на стоимость доставки импортных грузов и значительно облегчит жизнь перевозчикам и импортерам. Что касается российских перевозчиков, то де-факто отказ России от полноценного участия в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжек МДП негативно скажется на их деятельности и заставит использовать при транзите по территории государств ЕС и иных стран-участниц конвенции национальные таможенные процедуры, оформление которых обычно сложнее и обходится дороже. Пока сложно предположить, чем закончится противостояние российских перевозчиков и таможенников. Со своей стороны лишь заметим, что, отказавшись соблюдать правила в отношении книжек МДП, ФТС России нарушила сразу пять статей конвенции. На это, в частности, указывают эксперты исполнительного совета Таможенной конвенции ООН. Представители рабочей группы, созданной при исполнительном совете, не исключают, что страны, присоединившиеся к конвенции, могут предъявить иски России из-за неправомерного решения ФТС или ввести ответные меры в отношении российских перевозчиков.

Вернуться к списку новостей


^ Наверх